Вчера умер Жан-Поль Бельмондо.
Он был символом французской новой волны. Годар, Шаброль, Ален Рене - все снимали его.
А «На последнем дыхании» - фильм, который только так и смотрится, то есть с замиранием сердца, когда становится трудно дышать, и выдуманная история становится реальностью, причём твоей собственной реальностью.
Картина Годара об онтологическом одиночестве, о котором говорила вся философия экзистенциализма. В этом смысле «На последнем дыхании» созвучен с «Посторонним» Камю. Камю погиб в автомобильной катастрофе в 1960 году и картина, и роман - явления очень близкие. Интересно, как бы отнёсся к этой ленте гуру экзистенциализма?
Но почему же тогда люди в основном вспоминают его «Профессионала»? Ведь, простенькая же картина. Шпионский триллер, не более.
Но так ли это на самом деле?
Одиночество и предательство - вот темы, которые связывают «Профессионала» с картиной Годара.
Да, она снята без изысков, да, там нет и не может быть никакого новаторства. Одна сплошная пошлая бондиана, сплошные клише: дуэль в стиле спагетти-вестерн, красавицы так и вьются вокруг главного героя, погони на автомобилях на лестнице Трокадеро, перестрелки, эффектные драки и прочее.
Но только ли это? Почему мои близкие люди, друг Серёга, по кличке папаша Шульц, мой брат, которого тоже звали Сергей, могли смотреть эту картину до бесконечности.
Почему я, облетевший тополь, смотрю эту картину и вспоминаю об этих близких мне людях, смотрю, что называется, на последнем дыхании, стараясь не разрыдаться?
Да, картина не о Джеймсе Бонде, картина о нас о всех, о нашем с вами одиночестве, о предательстве, которое давно стало нормой, о желании встать во весь рост против этой глобальной несправедливости.
И Жан-Поль в этой картине встаёт за всех за нас! Встаёт, чтобы упасть под градом пуль, и душа его взмывает в небо вместе с вертолётом, потому что душа по своей природе крылата.
Какой в этой картине саундтрек! Морриконе и его тема Chi Mai создают иное психологическое пространство. Музыка уводит нас от мелькающих картинок, уводит в глубины одинокой души, души непонятой, преданной всеми, но души не сдавшейся.
Браво, Жан-Поль! Ты за всех за нас гибнешь на той лужайке и все мы, в конечном счёте, мертвы, только у каждого своя очередь. Как пришла очередь моему другу и брату, с которыми мы на последнем дыхании смотрели эту, на первый взгляд, простенькую картину...
Евгений Жаринов